Делаем парус своими руками

Делаем парус своими руками 472


Делаем парус своими руками 166


Делаем парус своими руками 195


Делаем парус своими руками 132


На швертботах со штаг-пирсами генуэзские стакселя могут быть скроены с 5-образной передней шкаторинои, т. е. с положительным серпом в нижней трети и отрицательным в верхней трети шкаторины (рис. 12, б). В графе 5 табл. 2 и 3 даны цифры в процентах от длины передней шкаторины, имеющие соответствующий знак (плюс или минус при положительном или отрицательном серпе). Для стакселя, имеющего переднюю шкаторину с плавной вогнутой кривой, цифры даны в виде десятичной дроби с соответствующим знаком; для генуэзских стакселей с 5-образной шкаториной — также в виде дроби, в числителе которой указана величина серпа в верхней трети, а в знаменателе в нижней трети длины шкаторины. Нижняя шкаторина стакселя также имеет положительный серп с максимумом в передней трети, а задняя обычно делается прямой. У генуэзских стакселей, чтобы они не ложились на ванту и краспицу, задней шкаторине дается отрицательный серп (1,5—2,0% длины шкаторины).

На чертеже указываются также количество люверсов по передней шкаторине, способ заделки углов и, если передняя шкаторина скользящая, длина стального ликтроса. Кстати, несколько слов о скользящей передней шкаторине. Обычно, если передний ликтрос стальной, при пошиве шкаторину растягивают по ликтросу и концы ее заделывают в коуши галсового и фалового углов. Таким образом, передняя шкаторина такого стакселя имеет по рис.    13.    Заделка   нижнего   конца   скользящей шкаторины.

стоянное натяжение, а следовательно, и пузо будет неизменным по величине и положению; у стакселя же со скользящей передней шкаториной последняя заделана лишь в фаловом углу, а внизу она в свободном состоянии не доходит до коуша, заделанного в ликтрос (рис. 13).

Рис.    13.    Заделка   нижнего   конца   скользящей шкаторины.

При постановке такого паруса на яхте ликтрос натягивается с помощью галса, а натяжение передней шкаторины можно регулировать с помощью специальной оттяжки. Это дает возможность менять величину и положение пуза в зависимости от ветровых условий (так же, как и на гроте). В свежий ветер переднюю шкаторину сильно набивают, получая пузо впереди, у штага, а в слабый ветер — наоборот ослабляют, передвигая пузо к середине паруса.

Стакселя, ставящиеся по штаг-пирсу, обычно имеют растительный ликтрос, по которому передняя шкаторина сажается так же, как у грота.

Если наличие булиня на задней шкаторине грота дело обычное, то у стакселей мы с ним встречаемся довольно редко. А между тем на стакселе он не менее необходим, чем на гроте. Если задняя шкаторина стакселя начинает полоскать (а от этого дрожит весь стаксель и даже передняя часть грота), то достаточно обтянуть булинь на 2—3 см, и это вредное явление прекратится.

Раскрой паруса. Раскрой паруса состоит из двух отдельных этапов: разбивки рабочего чертежа в натуральную величину на плазе и непосредственного раскроя паруса по этому чертежу. Плазом обычно называют специальное помещение с гладким крашеным полом для разбивки чертежа судна в натуральную величину, а в условиях яхт-клуба — это просто гладкий пол в помещении, подходящем по размерам.

Разбивка чертежа производится мелом. Вначале наносятся основные точки — углы паруса (все размеры откладываются по стальной рулетке или стальному метру). Затем намеченные точки соединяют прямыми линиями, отбивая их с помощью намеленного тонкого шнура. В соответствующих местах от прямых линий откладывают величины серпов по шкаторинам. Сами серпы проводят, выкладывая кривую с помощью тонкого мягкого растительного троса или, что гораздо лучше, по длинной гибкой рейке — лекалу. Если вы не располагаете рейкой достаточной длины (примерно равной по длине задней шкаторине), можно выложить серп с помощью троса, затем наметить мелом ряд точек, через которые трос проходит, и имеющейся короткой рейкой, как лекалом, соединить эти точки.

Серп по задней шкаторине проводят через намеченные точки по тому же самому способу, но здесь необходимо учесть, что наверху серп подойдет к фаловой дощечке, которую следует уложить на плазе в 3 см от передней шкаторины и затем обвести мелом (рис. 14). Так как полотнища на гроте кладутся перпендикулярно задней шкаторине (вернее — прямой соединяющей фаловый и шкотовый углы), то из галсового угла нужно провести перпендикуляр к задней шкаторине, по которому и ляжет первое полотнище.

Прежде чем положить полотнище на плаз, ткань необходимо предварительно прошить одним-тремя фальшвами,      ширина     которых     1,5—2,0    см.

Эти швы предохраняют от смещения нитей ткани в поперечном направлении при работе паруса (рис. 15), Прошитую ткань кладут нижней кромкой по перпендикуляру из галсового угла и обрезают таким образом, чтобы полотнище выходило за линию серпа передней шкаторины на 5—6 см и за линию серпа задней шкаторины на 3 см. Эти излишки нужны в дальнейшем на подгиб и образование шкаторин (рис. 16).

Для того чтобы задняя шкаторина не загибалась и тянулась равномерно со всем парусом, ее закрепляют не обычным двойным подгибом, а с помощью фальшивки. Для этого излишек по задней шкаторине должен быть 5—6 см. Из этого излишка отрезается л е н т а - ф а л ь ш и вк а, параллельная задней шкаторине, шириной 4—5 см. При этом по задней шкаторине на одинарный подгиб оставляется 1 см. При шитье паруса задняя шкаторина подгибается один раз по линии на плазе, а сверху на этот подгиб нашивается подогнутая с обоих краев фальшивка (рис. 17). Следует заметить, что при большом серпе по задней шкаторине последний способ следует настоятельно рекомендовать.

Последующие полотнища укладываются выше первого, параллельно ему, и перекрывают одно другое на 2,5 см (для образования соединяющих швов). С целью экономии материала каждое следующее полотнище следует разворачивать на 180° (обрезанный конец у передней шкаторины должен лечь на следующем полотнище к задней шкаторине). После того как полотнища заполнят чертеж до фалового угла, укладывают полотнища вниз от перпендикуляра с той только разницей, что каждое новое полотнище теперь подсовывают под предыдущее верхнее полотнище на те же 2,5 см. Для подгиба нижней шкаторины нужен излишек 5—6 см.

При укладке полотнищ нужно следить, чтобы они ложились строго параллельно одно другому, не сдвигались и не имели складок (для этого их следует слегка разглаживать и закреплять по краям гвоздиками,    кнопками    или    шильями).    Для    того чтобы полотнища при сшивании не смещались одно относительно другого, в местах перекрытия ставят карандашом поперечные риски (так называемые мелки) через 25—30 см. Затем нижние кромки каждого полотнища отгибают вверх, а на каждой верхней кромке на расстоянии 1,8—2,0 см от нее проводят по линейке карандашную линию, по которой будет пришито соответствующее верхнее полотнище (рис. 1в).

Мы уже говорили о том, что на гроте для слабого ветра полезно сделать закладки по передней шкаторине. При разбивке на плазе закладки никак не фиксируются, но когда идет укладка полотнищ, на тех швах, где будут закладки, верхнее полотнище должно перекрывать нижнее не на 2,5 см (для образования шва), а немного более чем на величину закладки. Затем на верхней кромке нижнего полотнища проводится линия шва (на рисунке пунктир) и эта линия к передней шкаторине начинает расходиться с кромкой, образуя линию шва будущей закладки (рис. 19).

Ленинградский мастер спорта Н. М. Ермаков применил новый оригинальный способ покроя паруса. Полотнища на гроте (стакселе) он расположил при укладке на плазе перпендикулярно не прямой, соединяющей фаловый и шкотовый углы, а вогнутой кривой   (на   рис.   20 — пунктирная   линия),   стрелка прогиба которой равна 2—3% длины задней шкаторины. Сшитый по этому способу парус будет как бы автоматически становиться более плоским при выбирании шкотов. Дело в том, что при таком расположении    полотнищ    нити   утка   ложатся   параллельно вогнутой кривой и при натяжении задней шкаторины будут стремиться вытянуться в прямую линию и тем самым как бы выбрать назад мякоть паруса, сделать его плоским. В зависимости от величинь( максимальной стрелки прогиба и места ее расположения можно добиться той или иной степени приближения паруса к плоскости с максимумом в нужном месте (рис. 21).

Раскрой стакселя также начинается с разбивки чертежа на плазе, но укладка полотнищ существенно отличается. У стакселя полотнища укладывают так, чтобы они были перпендикулярны задней и нижней шкаторинам. Для этого из шкотового угла проводится медиана, на которой и встречаются полотнища, идущие от задней и нижней шкаторин, образуя центральный шов (рис. 22).

Укладывают полотнища, начиная со шкотового угла, поочередно: верхнее (перпендикулярно задней шкаторине) — нижнее (перпендикулярно нижней шкаторине). Перекрытие полотнищ на центральном шве 4,5 см. Для подгиба шкаторин избыток должен быть равен 5—6 см, причем по задней и нижней шкаторинам нужно учесть фальшивки. Перекрытие полотнищ для образования швов должно быть около 2 см.

Чтобы полотнища при сшивании не перепутать, их нумеруют; только после этого паруса — грот и стаксель — подаются на машину для сшивания.

Подкрой парусов. Сшитый по швам парус снова кладут на плаз. Операция по подкрою особенно ответственна, так как от того, насколько тщательно и аккуратно она будет выполнена, зависит качество паруса. Грот кладут на плаз так, чтобы его углы легли на места по углам чертежа, а шов, идущий из галсового угла, совпал с перпендикуляром. То же самое следует учесть и при раскладке стакселя, но его центральный шов должен лечь по медиане на плазе. Края паруса должны соответственно заходить за линии шкаторин.

Парус очень тщательно, а главное равномерно разглаживают и закрепляют по краям шильями (лучше на швах в 10 см от обреза). Затем производят подгиб шкаторин — парусина по краям подгибается строго по линии шкаторин на плазе. Линия подгиба «затирается», т. е. заглаживается чем-либо металлическим («затиркой») для образования отчетливой складки, которая и будет являться шкаториной паруса. Для того чтобы при окончательной отделке паруса эта складка не потерялась, вдоль нее отступя 1—2 мм от края проводят карандашом пунктир, а в 3—6 см — прямую линию, ло которой обрезанная кромка будет подогнута внутрь и прошита.

Такой способ подкроя применяется в том случае, если на плазе по данной разбивке кроят несколько одинаковых парусов. Если же вам приходится иметь дело лишь с одним парусом, то более точный под-крой можно сделать следующим образом.

Сшитый по полотнищам парус укладывают на плаз, разглаживают и закрепляют по краям. Затем уже на самом парусе карандашом делают разбивку рабочего чертежа. Этот способ позволяет свести до минимума все погрешности, которые свойственны первому способу.

Вслед за разбивкой шкаторин выкраивают отдельные детали паруса—боуты, латкарманы, ромбики для рифов — и размечают их положение на парусе. Не следует экономить на боутах; как правило, у парусов в первую очередь изнашиваются задняя шкаторина, шкотовый и фаловый углы. Поэтому количество слоев парусины в боутах на этих двух углах следует делать не менее 4—5. Форма и расположение боутов могут быть различными, но если отдельные слои имеют одинаковую форму, как, например, на фаловом углу, их обычно делают разного размера с тем, чтобы вниз был нашит самый малый, на него больший и т. д. (рис. 23). Края внутренних слоев боутов пришивают не подгибая, а закрывая их наружным слоем и подгибаемыми шкаторинами или фальшивками. Следует учесть, что подогнутые края боутов или излишнее их количество могут настолько утолстить сами шкаторины, что они не будут входить в ликпазы рангоута. Латкарманы кроятся на 2—3 см шире и длиннее, чем сами латы.

Шитье паруса. О том, что шить паруса лучше всего на машине, делающей шов «зигзаг», уже говорилось, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и машиной, делающей прямой шов. Главное, чтобы( машина была настроена на данный материал. Она не должна сажать его, делая мелкие складки, или шить так, чтобы верхняя и нижняя нити шва были натянуты неодинаково. Нужно взять небольшой кусочек материала, сложенный в три раза, и прошивать его, добиваясь получения качественного шва. При шитье основных парусов идут нитки № 10 (3-сложн.).



Делаем парус своими руками 153


Делаем парус своими руками 145


Делаем парус своими руками 473


Делаем парус своими руками 937


Делаем парус своими руками 200


Делаем парус своими руками 843


Делаем парус своими руками 209


Делаем парус своими руками 74


Делаем парус своими руками 121


Делаем парус своими руками 338


Делаем парус своими руками 57


Делаем парус своими руками 516


Делаем парус своими руками 930


Делаем парус своими руками 301


Делаем парус своими руками 601



Похожие новости:

  • Зонт крючок вязание схема
  • Поздравления друзьям в день благодарности
  • Усилить сигнал интернета в домашних условиях
  • Как вырастить астры в домашних условиях
  • Как делать деньги из денег своими руками